Начисление амортизации в БУ и НУ

Материал из Fabius NET
Версия от 10:01, 18 декабря 2019; Sergey.h (обсуждение | вклад) (Новая страница: «[https://www.business.ru/article/2303-amortizatsiya-v-nalogovom-i-buhgalterskom-uchete Источник] Амортизация в налоговом и бухг…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Источник Амортизация в налоговом и бухгалтерском учете считается по-разному. Это зависит от стоимости объекта и срока полезного использования. В статье разберем, различия между налоговой и бухгалтерской амортизацией и приведем примеры разных способов начисления амортизации. Что такое амортизация Амортизация — постепенное погашение стоимости имущества компании. Имущество со временем изнашивается, и списать износ можно по-разному. Например, объекты основных средств стоимостью не более 40 000 рублей, а также книги, брошюры и другие издания можно сразу списывать на затраты без начисления амортизации. Есть объекты, которые изнашиваются мало. Это транспорт, силовые машины, оборудование, компьютер, хозяйственный инвентарь и прочее. Списать их сразу нельзя, поэтому, затраты на их приобретение списывают частями. А на амортизацию определенного имущество в Налоговом кодексе действует прямой запрет. Это касается земельных участков и объектов природопользования — вода, недра и другие природные ресурсы. Их потребительские свойства со временем не меняются, амортизация по ним не начисляется и балансе их указывают по первоначальной стоимости. Сложные вопросы бухгалтерского и налогового учета все чаще передают на аутсорс, который обходится компаниям в 3—10 раз выгоднее, чем расходы на штатного специалиста. Как это работает на примере «Главбух Ассистент». Вы пишете ассистенту в интернет-чат о задаче, которую нужно решить и загружаете документы в сервис. Дальше ассистент передает их профильным специалистам: по обработке первички, по налогам, по кадрам. Эти сотрудники ведут весь учет, готовят бухгалтерскую и налоговую отчетность, отвечают на вопросы. Узнайте, во сколько услуга обойдется именно вашей компании. Амортизации основных средств для НУ и БУ: различия Амортизация в налоговом и бухгалтерском учете происходит по-разному. Главное отличие налогового учета от бухгалтерского — лимит стоимости основных средств (ОС). Согласно налоговому учету, можно начислить амортизацию только на имущество дороже 100 000 рублей (ст. 256 НК РФ). Средства, ниже этой суммы, в налоговом учете нужно списать единовременно. А в бухучете включить в расходы объекты от 40 000 рублей и выше. Разница в амортизации основных средств по стоимости для НУ и БУ Первоначальная стоимость имущества Амортизация для налогового учета Амортизация в бухучете до 40 000 рублей включительно списать в расходы по мере их передачи в эксплуатацию организация может использовать один из способов: включить в состав МПЗ (материально-производственные запасы) и списать на текущие расходы при вводе в эксплуатацию; включить в состав ОС и амортизировать от 40 000 до 100 000 рублей включительно списать в расходы по мере их передачи в эксплуатацию включить в основные средства и амортизировать больше 100 000 рублей включить в основные средства и амортизировать включить в основные средства и амортизировать Поскольку списание амортизации в налоговом и бухучете происходит по-разному, то в остаточной стоимости появляется разница. Она временная, потому что после окончания срока полезного действия первоначальная стоимость объекта будет списанной и расхождения сведутся к нулю. Чтобы избежать расхождений, многие компании по возможности устанавливают и в бухгалтерском, и в налоговом учете линейный метод — стоимость основных средств списывается равными частями на протяжении всего времени его использования. Кроме того, во время налоговых проверок, инспекторы отслеживают, правильно ли ведется учет и амортизация основных средств. Это влияет на себестоимость продукции и размер налогооблагаемой прибыли. Остаточная стоимость объектов используется при начислении налога на имущество. Поэтому малейшая ошибка, допущенная при расчете налога на имущество, грозит доначислениями, штрафами и пенями. Важно! С 1 января 2019 года освободили от налогообложения движимое имущество (ФЗ от 03.08.2018 № 302-ФЗ). Поэтому целесообразнее открыть субсчета к счету 01 «Основные средства»: один — для движимого имущества, другой — для данных о недвижимости, которая облагается налогом на имущество по среднегодовой стоимости. Основные правила начисления амортизации в бухгалтерском учете: Амортизация всегда начисляется ежемесячно со следующего месяца, после принятия основного средства к эксплуатации. Например, компания ввела в эксплуатацию новое программное оборудование 10 августа 2019 года. Начисление амортизации начнется с 1 сентября 2019 года. Начисление амортизации прекращается с месяца, следующего за выбытием имущества. Например, автомобиль продали 13 мая 2019 года. За май амортизация считается полностью, а с июня уже не начисляется. Если объект законсервировали на три месяца или он находится в ремонте и на реконструкции, амортизацию не начисляют. Если организация продолжает пользоваться основными средствами, несмотря на реконструкцию, амортизацию рассчитывают по принятому методу. Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете В бухгалтерском учете есть четыре метода начисления амортизации основных средств: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции. Линейный способ: При линейном способе амортизации первоначальную стоимость основных средств делят на срок использования и списывают ежемесячно равными частями. В декабре 2018 года компания «Аргамак К» приобрела новую машину. Первоначальная стоимость транспорта без НДС составляет 600 000 руб. Срок полезного использования (СПИ) — 5 лет. Рассчитаем амортизацию линейным способом: Компания сможет ежегодно списать на амортизацию 1/5 стоимости машины или за год — 20%; Годовая сумма амортизации — 600 000 * 20% = 120 000 руб.; Ежемесячная сумма амортизационных отчислений – 120 000 / 12 = 10 000 руб. Начисление амортизации начинается с января 2019 года. На 31 декабря 2019 года остаточная стоимость машины равна: 600 000 – 120 000 = 480 000 руб. Метод уменьшения остатка При использовании этого метода сумма амортизации за год будет снижаться неравномерно, но ежемесячные платежи останутся одинаковыми. Рассчитываются по формуле: Размер повышающего коэффициента фиксируется в начале года в учетной политике предприятия и может использоваться в некоторых случаях: ОС используются в условиях агрессивной среды, поэтому изнашиваются быстрее — повышающий коэффициент не выше 2. ОС входят в перечень объектов и технологий высокой эффективности (постановление Правительства № 600 от 17.06.2015) — повышающий коэффициент не выше 2; ОС приобретены по договору лизинга — повышающий коэффициент не выше 3. В первый год применения из-за высокой остаточной стоимости, сумма амортизации будет больше, чем при линейном методе. Но по мере списания остаточной стоимости основных средств, размер годовой амортизации снижается и будет меньше, чем при линейном. Читайте также: Учетная политика предприятия в 2019 году: образец для ООО Взаиморасчеты с контрагентами — расчеты с дебиторами и кредиторами Кредиторская задолженность в организации Пример. Компания «Винни-Пух» приобрела новое оборудование стоимостью 200 000 рублей. Срок полезного использования — 5 лет или 60 месяцев. В учетной политике зафиксирован повышающий коэффициент 2. Дата ввода в эксплуатацию — 25 февраля 2018 года. За первый год эксплуатации ежемесячный размер амортизации составил: 200 000 / 60 * 2 = 6667 руб. Этот платеж действует с 1 марта 2018 по 28 февраля 2019 года. На 1 марта 2019 года остаточная стоимость оборудования пересчитывается: 200 000 — 6667 * 12 = 119 996 руб. Тогда размер списания на амортизацию составляет: 119 996 / (60 — 12) * 2 = 5000 руб. Амортизация по сумме чисел лет Сумма амортизации исчисляется по сумме чисел лет срока полезного использования (СПИ). Формула расчетов: Пример амортизации по сумме чисел лет. Первоначальная стоимость станка 120 000 руб., а срок полезного использования – 5 лет, тогда сумма чисел лет составляет: 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 15. В первый год эксплуатации: 120 000 * 5 / (15 * 12) = 3333 рублей Во второй год эксплуатации: 120 000 * 4 / (15 * 12) = 2667 рублей В третий год эксплуатации: 120 000 * 3 / (15 *12) = 2000 рублей Амортизация пропорционально объему продукции Сумма амортизации рассчитывается ежемесячно по формуле: Этот метод предполагает начисление амортизации по количеству выпущенной продукции с использованием основного средства. Самое трудное в этом способе — рассчитать объем выпущенной продукции на оборудовании. Поскольку СПИ спланировать сложно, бухгалтеру придется его постоянно корректировать. Пример. В январе 2019 года ООО «Примула» купило станок первоначальной стоимостью 120 000 руб. (без НДС). Согласно технической документации, на станке можно выпустить 100 000 единиц продукции. Станок был принят к учету в качестве основного средства в январе. В феврале на нем было выпущено 9000 единиц. На станок начислена амортизация: 120 000 * 9000 / 100 000 = 10 800 руб. В марте было произведено 5000 единиц, тогда амортизация составила: 120 000 * 5000 / 100 000 = 6000 руб. Далее амортизация рассчитывалась аналогично. Способы начисления амортизации в налоговом учете В налоговом учете всего два метода амортизации: линейный и нелинейный. Линейный способ амортизации рассчитывается также как в бухгалтерском учете: Это единственный метод, который позволяет избежать различий в расчете амортизации в налоговом и бухгалтерском учетах. Нелинейный способ амортизации — зависит от группы, к которой относят имущество. Классификацию ОС установило Правительство РФ, а Налоговый Кодекс определяет амортизацию строго по списку: группа 1 — активы со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет; группа 2 — имущество с СПИ от 2 до 3 лет; группа 3 — объекты со сроком полезного использования от 3 до 5 лет; группа 4 — имущество со СПИ от 5 до 7 лет включительно; группа 5 — активы со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно; группа 6 — активы с СПИ от 10 до 15 лет включительно; группа 7 — имущество со сроком полезного использования от 15 до 20 лет включительно; группа 8 — активы с СПИ от 20 до 25 лет; группа 9 — имущество со сроком полезного использования от 25 до 30 лет; группа 10 — объекты со сроком полезного использования свыше 30 лет. По этому методу амортизация в налоговом учете начисляется не по каждому объекту, а усредненно по амортизационной группе с учетом СПИ: Объединить амортизацию ОС в бухгалтерском и налоговом учете можно, если применять линейный способ начисления амортизации и установить в бухгалтерском и налоговом учете одинаковые СПИ. Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.